Сдается, мы стоим на рубеже новой промышленной революции в швейной и обувной промышленности. Новые технологии, появляющиеся в индустрии производства одежды и обуви, захватывают дух и будоражат воображение.

Быстрее, еще быстрее!

Время вывода товара на рынок является определяющим фактором на рынке модной одежды. Быстрее, еще быстрее – под этим лозунгом работает известная каждому младенцу Zara и многие другие мировые бренды. Но покупатель хочет не только модно, но и дешево. С этим загвоздка. Дешевое производство сосредоточено в юго-восточной Азии. Изготовление и согласование образцов, доставка произведенных партий одежды – на все это уходят месяцы. Но если заменить дешевый ручной труд машинами, то производство можно разместить у себя под боком и сэкономить несколько месяцев на одной логистике!

Сложно поверить, но в наш век повальной компьютеризации ни один робот не может заменить ловкие и чуткие руки опытной швеи. Но этому, похоже, приходит конец. Как пишет The Economist, компания SoftWear Automation, созданная на базе Технологического института Джорджии, Атланта, работает над созданием роботов, способных выполнять операции по сшиванию деталей не хуже человека. Но сшить детали еще полдела. Компания поставила перед собой куда более амбициозную цель: создать полностью роботизированную швейную линию. Роботы берут раскроенные детали и перемещают их на стол для стачивания, роботы размещают детали под лапкой швейной машины, управляют перемещением ткани и корректируют направление ее движения и т.д. На счету компании ряд запатентованных технологий, способных существенно повысить производительность и снизить стоимость швейного производства. Ряд предприятий не только из США, но и из Бангладеш заинтересовались новинками от SoftWear Automation, а их вакуумный транспортер LOWRY начнет свою работу на одной из американских фабрик уже в этом году.

Новые технологии меняют правила игры

В компании Nike пошли по другому пути и создали технологию FlyKnit, которая призвана полностью устранить этапы раскроя и сборки верха обуви из отдельных деталей. Управляемый компьютером ткацкий станок изготавливает верхнюю часть кроссовка целиком по заранее заданному шаблону. Готовый верх затем просто соединяется с подошвой. Таким образом, исключается наиболее трудоемкая и затратная часть процесса создания кроссовок. “Новая технология меняет правила игры”, — объясняет Чарли Дэнсон (Charlie Denson), главный бренд-менеджер Nike (president of the Nike brand), процесс настолько сильно сокращает издержки, что “мы можем производить эти кроссовки где угодно.” Кто знает, возможно, спустя несколько лет подобные машины появятся в магазинах, и кроссовки будут создавать специально под нас непосредственно в магазинах с учетом всех особенностей наших ног и наших представлений о прекрасном.

3D принтеры находят все более широкое применение в самых разнообразных отраслях. Обувщики создают на них прототипы будущих моделей, благодаря чему сокращается количество отшиваемых образцов и время на выпуск новых продуктов на рынок. Ведущие дизайнеры идут еще дальше и печатают на трехмерных принтерах модели для показов. Пока такая обувь громоздкая и чересчур замысловатая, но технологии не стоят на месте. 3D принтеры, созданные в результате совместного проекта компании Disney, Корнельского и Корнеги-Мелон университетов, используют в качестве исходного материала готовые ткани. На этих принтерах можно «печатать» изделия из текстиля, например, мягкие игрушки.

И это еще не все! Хотели бы обзавестись курткой, которая может становится более или менее теплой по вашему желанию? Похолодало на улице и — «по моему хотению, по моему велению стань куртка теплее». Между тем, это уже не сказка, а реальность. На сайте nudown.com каждый желающий может купить такую куртку. Цена пока высока – 650$, но каких-то 20 лет назад и мобильные телефоны мало кому были по карману.

Куда еще заведут технологии легкую промышленность покажет время. Но очевидно, что новые технологии способны до неузнаваемости преобразить мир одежды и обуви, смести все ограничения в творчестве дизайнеров и производителей и дать потребителям по-настоящему персонализированные, созданные в соответствии с запросами и потребностями каждого из них товары.